Толкование притчи о блудном сыне, которая повествует о всех людях без исключения (Лк. 15:11-32)
Эта притча о каждом из нас и о всем человечестве в целом. В церковно-славянском переводе младший сын назван юнейшим, то есть несерьезным, незрелым, потому что он представил требование детское и полное безрассудства.
Так и грех, замышляемый кем-либо, рождая отступление от Бога, является более новым по происхождению и более поздним рождением злого нашего произволения. А добродетель - первородная, от вечности сущая в Боге и вложенная в наши души.
Младший сын, по изъяснению святых отцов, может быть образом всего падшего человеческого рода и каждого человека. Следующая часть имения младшему сыну - Божие дары, которыми наделен каждый человек. Требование у отца своей части имения для употребления ее по своему произволу - стремление человека свергнуть с себя покорность Богу и следовать своим помыслам и пожеланиям. Такое поведение каждому из нас знакомо, когда желаешь как можно скорей стать взрослым и быстрее освободиться от попечения родителей.
Дальняя страна - греховная жизнь, удаляющая и отчуждающая нас от Бога. Растрата имения - истощение сил ума, сердца и тела, и в особенности отгнания от себя Святого Духа греховными делами. Наступившая нищета, это пустота души, растрата того, что изначально было вложено в человека - все добродетели и любовь к своему Создателю. Оставшись ни с чем, он "пристал к одному из жителей страны той, по словам святых отцов - отдал себя в подчинение диаволу и " тот послал его на поля свои пасти свиней. По мнению тех же отцов, свиньи - прообраз бесов, пасти, значит ублажать свои страсти, греховные помышления, которые скитаются в душе грешника, пасутся на пажитях ее.
Когда человеком овладеют страсти, наступает голод, желание удовлетворения страстям. Свиньи (бесы), когда ты уже в их власти, не подпустят к своему корыту, тогда человек готов на любое преступление. Невыносимо так жить. Сын вспоминает Отца. Вспоминает беззаботную, сытую жизнь под опекой Отца и приходит в себя.
Прийти в себя, это заглянуть в себя - кто я на самом деле? Посмотреть на себя не со стороны, которая может быть весьма привлекательной. Не думай, что слова Христа: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты [Мф.23:27], относятся не ко мне. Созданные изначально храмом для Духа Святого, мы по своим грехам превращаемся в гробы, где посеянный в таинстве крещения в нас Христос (горчичное зерно) пребывает как бы умерщвлённым (в коме).
Младший сын находит в себе мужество признаться в своей неправде: видит свой грех, сознает его, раскаивается в нем и исповедует его. Отец увидел его тогда, когда он был еще далече, то есть только подумал исправиться, и побежал на встречу к своему блудному сыну. Так и Бог, ждет когда мы придем в себя, поймем каких "квартирантов" впустили в свой дом (в себя), кого мы пасем (ублажаем).
Отец ради погибшего и обретенного сына заклал упитанного тельца. Бог ради погибшего и взысканного им грешника предает Сына Своего в жертву спасения и в пищу жизни и веселия Небесного.
Теперь, о старшем сыне, который был благоразумен, не оставил дом отца своего, но не таким явился, когда из радости отца извлек свою досаду, в спасении погибшего младшего брата нашел свою обиду. Это люди, которые хвалятся, что никогда не уклонялись от воли Божией и Его заповедей, но которые прекословят Богу, милующего грешника, осуждают оправдываемого, и высоко ценят свое исполнение обязанностей, как заслугу на право воздаяния, тем самым обнаруживают не сыновий, а наемнический дух. Таковы были фарисеи, которых и сегодня немерено.
Спаси Всех Господь! С наступающим Великим Постом.
Толкования святых отцов: святителя Григория Паламы, святителя Игнатия (Брянчанинова), святителя Филарета, митрополита Московского.
Оставить сообщение: