Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
USD | 22.12 | 102.34 | 0 | |
EUR | 22.12 | 106.54 | 0 |
С конца 80-х годов прошлого столетия и практически в течение четверти века проблема воспитания молодежи вообще и военно-патриотического в частности находилась в нашей стране, мягко говоря, в раздраенном состоянии. С одной стороны, признавалась важность этой проблемы, а с другой – предпринимаемые потуги не приносили положительного результата.
Чего стоит, например, заявление в 2010 году бывшего в то время президентом РФ Дмитрия Медведева о том, что он не против возрождения пионерского и комсомольского движения в нашей стране, но в статусе общественной организации, без идеологической составляющей и без участия государства.
Разумеется, что такая позиция вряд ли кого могла вдохновить на возрождение военно-патриотического воспитания молодежи допризывного возраста. Казалось, проблема зависла и не имела перспектив на позитивное конструктивное решение.
Однако этот гордиев узел оказалось по силам разрубить двум единомышленникам - Верховному главнокомандующему ВС России Владимиру Путину и назначенному в 2012 году на должность министра обороны Сергею Шойгу.
Не исключено, что катализатором решения этой проблемы послужили два обстоятельства. Первое - начатая руководителем военного ведомства при поддержке президента страны реформа вооруженных сил, которая предусматривала обновление не только материального базиса, но и духовной надстройки силовых структур.
Второе - это обострение геополитической обстановки в связи с возвращением Крыма к родным берегам и началом вооруженного конфликта на юго-востоке Украины вблизи границ России (2014 г.), а также оказание военной помощи Сирии (2015 г.).
Эти, да и другие обстоятельства, оказали влияние на отношение общественности как внутри страны, так и за рубежом к оценке состояния Вооруженных Сил России. Широкий диапазон иногда диаметрально противоположных мнений потребовал кардинального решения ряда проблем, в том числе формирование позитивного имиджа российской армии в целом и реновации военно-патриотического воспитания в частности.
Президент и министр хотя и действовали оперативно, но не рубили с плеча. Важно было найти оптимальный подход к возрождению системы военно-патриотического воспитания в нашей стране. С одной стороны, необходимо было сохранить лучшие отечественные и зарубежные традиции и практики в этой области, а с другой - создать современную систему, отвечающую вызовам времени и позволяющую комплексно подойти к решению этой непростой задачи.
Система инновационной реновации военно-патриотического воспитания, инициированная президентом и министром обороны, находится еще в процессе становления, но ее основные структурные элементы выглядят на сегодняшний день примерно следующим образом.
Во-первых, на государственном уровне была усовершенствована концептуально-правовая база молодежной политики, в том числе патриотического воспитания. Было приняты три основополагающих документа: Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (2014 г.); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (2015 г.) и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (2015 г.).
В связи с истечением срока последнего документа в текущем году и с предстоящими изменениями в Конституции РФ, президент принял решение не только продлить срок действия госпрограммы, но и объединить воспитание с образованием, что во все времена рассматривалось как органически единый процесс. Более того, как неоднократно подчеркивал глава государства, значимость Великой Победы не ограничится празднованием ее 75-летнего юбилея 9 мая 2020 года. Она должна стать краеугольным камнем военно-патриотического воспитания молодежи. Вот почему по итогам 41-го заседания Российского организационного комитета «Победа», состоявшемся в конце января 2020 года, глава государства дал поручение заинтересованным министерствам, ведомствам и общественным организациям подготовить к 1 марта 2020 года федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование».
Заметим, кстати, что в отличие, скажем, от скаутинга - самого массового молодежного движения в зарубежных странах - российское государство принимает активное участие в формировании политики воспитания молодежи. Управление и руководство политикой строится на принципе государственно-общественного партнерства, а финансирование – по смешанному принципу (средства федерального, регионального и местных бюджетов; добровольные имущественные взносы физических и юридических лиц; иные источники, не запрещенные законодательством РФ).
Вне всякого сомнения, участие государства - это сильная сторона реновации российского военно-патриотического воспитания молодежи, которая отсутствует в большинстве зарубежных стран.
Во-вторых, решен важный методологический вопрос – определен политико-идеологический базис воспитания молодежи в современных условиях. В чем заключалась трудность?
Если в советское время вопрос идеологии в воспитании молодежи был центральным и решен однозначно, то в нынешние времена эта проблема осложняется неоднозначно воспринимаемой формулировкой в Конституции РФ. Там сказано, что в нашей стране признается идеологическое многообразие, и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. На первый взгляд этот постулат выглядит как некая либерально-демократическая аксиома, привлекательная в теории, но на деле, в практике воспитательной работы с молодежью, такая позиция вызывает, мягко говоря, трудности.
Если скаутское движение было и остается вне идеологии и вне политики, то воспитание советской молодежи было жестко моноидеолизировано и политически мотивировано, что вызывало и продолжает вызывать критику адептов либерально-демократического курса как на Западе, так и у нас в стране.
Для того чтобы найти золотую середину и выход из этого методологического тупика, надо было сформулировать идею, которая выполняла бы объединяющую функцию в воспитательном процесс, служила бы своего рода его интегрирующей скрепой. Без этого любая политика в области воспитания молодого поколения теряет смысл.
И, несмотря на продолжающиеся дискуссии по поводу идеологического пассажа в Конституции и поиска национальной идеи, президент России взял на себя смелость и однозначно заявил: «В России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея. Это связано с общим объединяющим началом». Можно соглашаться с этим утверждением президента или оспаривать его, но никто ничего иного, более конструктивного пока не предложил.
В-третьих, в 2015 году президентским указом при Федеральном агентстве по делам молодёжи (Росмолодёжь) создается общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (РДШ). Она использует многие организационные формы советского пионерского движения. Членство в РДШ допускается с 8 лет и является добровольным.
В-четвертых, через год, в 2016 году, в рамках РДШ создается его военно-патриотическое крыло - всероссийское детско-юношеское общественное движение «Юнармия».
Если выразить эту материально воплощенную идею в цифрах, то на конец 2019 года в рядах юнармейского движения состояло более 600 тысяч подростков. Они объединены в 20 тысяч отрядов во всех 85 субъектах РФ, в пяти странах СНГ, при посольствах РФ в США и в Анголе, а также на двух военных базах за пределами России.
Юнармия - название новое, но корни этого движения уходят в 1990 год, когда на основе слияние пионерских военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок», «Гайдаровец», постов у Вечного огня Славы и военно-патриотических клубов была создана детско-юношеская добровольная общественная организация «Движение юных патриотов» (ДЮП), девиз которой звучал так: «Во славу Отечества!».
Цели деятельности «Юнармии» перекликаются в меньшей степени с движением скаутов, а в большей - с пионерским движением в СССР. Главные из них сформулированы так:
- всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
- повышение в обществе авторитета и престижа военной службы;
- сохранение и приумножение патриотических традиций;
- формирование у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.
Естественно, что военное направление – основополагающее в программе обучения юнармейцев, но все-таки главным, определяющим фактором в воспитании участников движения служит базовый комплекс гражданских общечеловеческих ценностей – гармония интеллектуального, нравственного и физического развития.
Кроме военного направления (обучают стрелять, оказывать медицинскую помощь, ориентироваться по карте и т.д.), в базовый курс юнармейского движения входит отечественная история и основы православной культуры. А вот дополнительные программы остаются на усмотрение региональных властей.
В-пятых, на основе государственно-общественного партнерства создается материальный базис движения - площадки и структуры для практической деятельности юнармейцев.
Самая крупная площадка – военно-патриотический парк культуры и отдыха ВС РФ «Патриот», заложенный в районе подмосковной Кубинке в 2014 году по инициативе министра обороны Сергея Шойгу и при поддержке Президента России Владимира Путина. Парк, занимающий площадь 5,5 тыс. гектаров, находится, как гласит оповещающий баннер на Минском шоссе, на «территории патриотизма». Он не имеет аналогов в мире и по праву называется неофициальной столицей юнармейского движения.
Идея оказалась настолько привлекательной, что филиалы по модели «Патриота» начали создавать в других городах (Севастополе, Кронштадте, Туле, Каменске-Шахтинском Ростовской области и др.), а также на территории частей и соединений во всех военных округах.
Другая крупная площадка – это проект «Дом ЮНАРМИИ», инициированный Сергеем Шойгу в 2018 году. Фактически это центры подготовки юнармейцев. Здесь масса кружков и секций, причем не только и даже не столько военной направленности: робототехника, бальные танцы, финансовая грамотность, рисование, журналистика, клуб Веселых и находчивых (КВН) и т.д. К концу 2019 года создано уже 34 таких дома, а перспектива – иметь в каждом из 85 субъектов РФ.
Начиная с 2019 года, в дополнение к площадкам начали создаваться Учебно-методические центры военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард». Самый крупный Центр в Европе находится на территории парка «Патриот» в Одинцовском районе Подмосковья. Как заявил руководитель военного ведомства С. Шойгу, такие центры будут создаваться во всех 85 субъектах РФ.
Что касается Одинцовского «Авангарда», то он формируется как некий образец для мультиплицирования в регионах. Здесь есть все необходимое для начальной военной подготовки: пейнтбольные и страйкбольные центры, самая современная учебная база с новейшей техникой, плац, спортивные городки, тиры, полосы препятствий, оборудованные компьютерной и мультимедийной техникой учебные классы, тренажеры, музеи и другие элементы инфраструктуры, необходимые для привлечения и обучения молодежи.
Здесь же при Главном храме ВС РФ, который должен быть освящен 9 мая 2020 года к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, откроется центр подготовки военного духовенства, а также школа сестер милосердия, где будут готовить кадры для военных госпиталей и для медицинских учреждений ВС РФ.
На базе «Авангарда» у школьников 10-11 классов будет возможность проходить начальную военную подготовку на пятидневных сборах в течение всего года. На один сбор центр сможет принять до 600 учащихся.
Заметим, что формируемые «Авангарды» существуют параллельно с созданными ранее Центрами военно-патриотического воспитания и подготовки граждан РФ к военной службе в системе ДОСААФ России. Не исключено, что в перспективе эти центры могут быть объединены.
В-шестых, в дополнение и развитие принятых у скаутов и пионеров форм работы, юнармейцы находят и практикуют новые, современные технологии, полезные и привлекательные для молодежи и одновременно позволяющие решать актуальные проблемы сегодняшнего дня.
В качестве примера приведем говорящие сами за себя названия лишь некоторых, наиболее интересных форм такой работы. Прежде всего, это молодежные военно-исторические проекты, посвященные 75-летию Победы: «Дневник истории России», «Юнармейский исторический десант», «Весь в деда», «Диалоги с Героями», «Путь Героя», «Верни Герою имя», «Георгиевская ленточка», а также всероссийские конкурсы исследовательских работ и сочинений - «Мы правнуки Победы», «Встреча трех поколений защитников Отечества», «Свеча памяти», «Горсть земли» и др.
Часть проектов осуществляется в форме квестов (интерактивная компьютерная приключенческая игра, в ходе которой решаются задачи разной сложности): «История Победы», «Сталинградская битва», «Город Героев», «Тропою воина» и др.
На региональном уровне реализуются свои проекты. Например, в Москве – это «Суббота московского школьника», которая проходит по 17 тематическим проектам: «Исторические субботы», «Субботы мужества», «Космические субботы», «Спортивные субботы» и т.д.
Одна из оригинальных форм, эхом войны дошедшая до нас, - «Час солдатского письма». Юнармейцы - иногда вместе с Уполномоченным при президенте Российской Федерации по правам ребёнка Анной Кузнецовой - пишут письма военнослужащим. К новому 2020 году адресатами избрали российских военнослужащих в Сирии.
Юнармейцы верны традициям своих предшественников – пионеров и тимуровцев. В свободное время они несут вахту памяти у Вечного огня, занимаются волонтерской деятельностью, ведут поисковые работы в местах боев Великой Отечественной войны, ухаживают за мемориалами, оказывают помощь ветеранам, принимают участие в других мероприятиях.
В отличие от советских пионеров, юнармейцы участвуют в военных парадах и торжественных прохождениях войск 9 мая, а также в таких народных шествиях, как «Бессмертный полк» и «Георгиевская лента». В минувшем году, например, в День Победы в военных парадах в общем войсковом строю в 28 городах прошли более 23 тыс. юнармейцев, а в народном шествии «Бессмертный полк» участвовало свыше 265 тыс. юнармейцев.
Кроме того, участников юнармейского движения планируется привлекать и к более серьезным мероприятиям, например, к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Кстати, о чрезвычайных ситуациях. Россия - большая страна, расположенная в системе рискованного климата, с пожарами, наводнениями, а также разного рода чрезвычайными ситуациями. А ситуация с техногенными и природными катастрофами, по мнению военного психолога Алексея Захарова, по своим последствиям и по структуре действия очень похожа на военные действия. «Если людей с детства готовят к таким ситуациям, то будет меньше потерь, - утверждает эксперт.- У нас военных готовят изначально, поэтому среди них психологических потерь меньше, чем среди гражданского населения».
Ссылаясь на опыт военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи допризывного возраста к службе в армии в 20-30-е гг. прошлого столетия, военный психолог утверждает: «Советский период позволил создать уникальный опыт в мире, который никогда не был повторен. Мы получили самые лучшие показатели по социализации военнослужащих и гражданского населения после Великой Отечественной войны».
Учитывая положительный опыт и трагические ошибки прошлого («не хватило времени подготовиться к войне»), нынешнее руководство России сконструировало «Юнармию» как продукт двойного назначения.
С одной стороны, он позволяет занять молодёжь полезными общеразвивающими и общеукрепляющими делами. «Как ни называй движение ― пионерия, скауты или “Юнармия” - справедливо заметил экс-главком сухопутных войск генерал-армии Владимир Болдырев, - это в любом случае полезно и для государства, и для детей».
«Юнармия» - это действенная альтернатива традиционным болезням молодого поколения: компьютерная зависимость, суицидные настроения, подмена реальной социализации виртуальной, увлечения наркотиками и алкоголем, профессиональная дезориентация, неограниченное потребление низкопробных медийных продуктов, травмирующих неокрепшую психику молодежи и размывающих морально-нравственные ориентиры в ее жизни и т.п.
Массовое вовлечение детей и юношей в «Юнармию» (к 9 мая 2020 году планируют довести численность до 1 млн.), возможно, будет сопровождаться перегибами и давлением со стороны местных чиновников. Но массовое участие в юнармейском движении позволит сотням тысяч мальчишек и девчонок не понаслышке, а, что называется, из первых уст и на основе собственного опыта лучше понять, что такое современная армия и оценить профессию защитника Родины. А подойдет она, эта трудная, но героическая профессия, кому-то или нет, решать каждому самостоятельно.
И совсем не обязательно, что всех юнармейцев строем погонят в армию. Об этом министр обороны России Сергей Шойгу предупреждал еще на первом Всероссийском слёте «Юнармии» в 2016 году: «Основная задача "Юнармии" - воспитать здоровых, патриотически настроенных граждан России, а не кадры для Вооружённых сил». Вход и выход в «Юнармию» свободный и добровольный.
Второй аспект юнармейского движения связан с формированием у молодых людей физических и морально-психологических навыков преодоления возникающих трудностей. Анализируя качественные параметры призывного контингента, военные психологи установили, что прошедшие школу «Юнармии» обладают высоким уровнем адаптивности к стрессовым, морально-психологическим и физическим нагрузкам, особенно в первые месяцы военной службы. В короткие сроки они добиваться требуемых показателей в одиночной подготовке военнослужащих и в боевом слаживании воинских подразделений и частей. Из числа бывших юнармейцев
к минимуму сводятся случаи травматизма и гибели военнослужащих в процессе военной службы, у них выше положительная мотивация к защите Отечества и военной службе.
Если отбросить лукавые либерально-демократические обвинения Запада в милитаризации российской молодежи, то останется только неприкрытая зависть и неисполнимое желание иметь у себя вот такую «Юнармию». Или хотя бы нечто похожее…
Афанасий Тарасевич, военный эксперт
Оставить сообщение: